Секция Дзюдо "Олимпийские надежды" ГБОУ школы-интернат №357
тренер : Кирьянова Татьяна Евгеньевна
тренер : Петров Александр Сергеевич
+7911272 93 09
Санкт-Петербург
197374 Россия Санкт-Петербург г Санкт-Петербург ул. Савушкина, 134/4.

Родителям на заметку.

 

Роль родителей в дзюдо



Действия родителей вне зала


Ваша функция в роли  родителя ребенка, который занимается дзюдо, довольно противоречива. Участие  одного или обоих  родителей в обучении может благотворно сказаться на успехах ребенка, но может и навредить, в случае, если оно неправильно проявляется.

Часто в школах дзюдо преподавателям встречаются так называемые «спортивные родители - фанатики». Из-за них нередко другим родителям сложно вникать в процесс обучения, так как тренеры спортивной школы всеми усилиями стараются защитить своих учеников от их же собственных мам и пап. Имея в виду это обстоятельство, вам все-таки необходимо узнать как можно больше о самой школе и тренере, и ему о вас, в свою очередь.

У вас, как у родителя, есть возможность мотивировать своего ребенка, помочь в совершенствовании спортивной техники и обеспечить  здравое отношение к спорту и многим его особенностям.
Нередко дети начинают заниматься спортом с большим энтузиазмом, но затем теряют к нему интерес. Для этого есть много причин, и ключевую роль в том, чтобы не позволить детям быстро забросить дзюдо, играют родители.

В дзюдо, как говорится, «легко научиться, сложно стать мастером», и дети часто теряют запал, понимая это. Поначалу они быстро делают успехи, но затем наступает период небольшого застоя,  прежде чем снова начнется заметный прогресс. В такие переходные периоды дети зачастую решают, что дзюдо не так уж увлекательно или из них «не выйдет ничего путного». Именно на этой стадии поддержка родителей поможет удержать ребенка на занятиях до тех пор, пока он снова не начнет наслаждаться своими успехами.

Родительское участие часто необходимо для нормальной работы спортивной школы и проведения учебных мероприятий. Родители неоднократно помогают в решении организационных вопросов учреждения и подготовке различных мероприятий, таких как турнирные соревнования и неформальные встречи. Все школы отличаются друг от друга, и для начала вам нужно переговорить с преподавателем и другими родителями, по поводу вашего приобщения к этим вопросам.


Действия родителей в зале


В зале  дзюдо есть только один начальник - тренер. Этот единственный центр власти необходим для поддержания дисциплины в  группе и для всего процесса обучения в целом. Родители должны  принять к сведению подобные взаимоотношения и всегда объяснять своим детям, что, начав заниматься дзюдо, тренера они также обязаны слушать.

В некоторых школах поощряется присутствие родителей во время тренировки. Некоторые, правда таких меньшинство, разрешают и приветствуют помощь родителей прямо на борцовском ковре.

Прежде, чем вы начнете помогать своему ребенку, советом или фактически, выйдя с ним на ковер, вы должны понять отношение спортшколы к подобным вещам,  и также конкретно обговорить это с тренером. Вы не должны обижаться, если тренер просит вас не давать советов или не помогать ребенку на матах, ведь они просто стараются поддерживать благоприятную обстановку  для ваших детей.

Самое лучшее, что могут сделать родители – это оставаться на занятиях  дзюдо и наблюдать за работой своих детей. Вы сможете видеть то, чем занимается ваш ребенок,  а после тренировки можно с ним это обсудить, так вы поможете своим детям делать успехи. Необходимо всегда находить позитивные моменты  и говорить о них ребенку. Поздравьте его с великолепным броском, который вы видели, спросите, как он называется, как у него это получилось и т.д. Вы можете сами записаться на занятия дзюдо для взрослых или по специальной литературе изучить терминологию, правила, принципы дзюдо, что даст вам возможность помочь своему ребенку. Помните, однако, что никогда не надо противоречить тренеру, так что, какой бы ни был его совет по исполнению технических приемов или тактических действий дзюдо,  ваш  ребенок должен с ним согласиться, даже если вы считаете, что должно быть иначе.

Вы не должны делать замечания своему или любому другому ребенку в зале. Это - обязанность преподавателей. Если того требует ситуация, имеет смысл обратить на это внимание тренера, тихо сказав ему о том, что он мог случайно упустить.   И все-таки лучше оставить это до окончания тренировки, когда вы сможете рассказать о случившемся тренеру лично, не в присутствии детей и других родителей.

Часто в ситуациях с несчастными  случаями и травмами  родители ведут себя нецелесообразно. Вы не должны выходить на ковер и вмешиваться, если тренер не просит вас о помощи.

Регулярно внимательно наблюдайте за тренировками и общайтесь с тренером.

Исключения из правил

К сожалению, не все тренеры совершенны. Ваша первостепенная обязанность, как родителя, защищать и воспитывать своего ребенка. Если вы категорически не согласны с тем, что происходит в зале, вы должны вмешаться. В зависимости от ситуации, вы можете дождаться, когда останетесь с тренером наедине или высказать свои претензии немедленно.

В 99% случаев более разумным будет подождать, пока вы сможете поговорить с глазу на глаз. Вмешиваться в тренировочный процесс вы должны только в случае, если действительно происходит что-то серьезное. Под этим мы подразумеваем то, что вы заметили, что кто-то из занимающихся находится в опасности или в зале происходит что-то, что является незаконным.

Если ваш ребенок в опасности или серьезно травмирован, конечно, вы должны сначала позаботиться о нем, и только потом об этикете.

Ключевой момент здесь состоит в том, чтобы правильно определить ситуацию, когда вы должны немедленно вмешаться, а когда спросить разрешения тренера, например, для того, чтобы повлиять на плохое поведение своего ребенка или помочь ему, если он травмирован.


Как совместить две школы: спортивную и общеобразовательную?  


Совмещение двух школ: спортивной и общеобразовательной – одна из самых сложных задач для родителей будущих лидеров спортивных арен. Ведь, начиная с учебно-тренировочных групп (УТГ), для занятий в спортшколе требуется от 12 до 18 часов в неделю; большая часть свободного времени уходит на ежедневные тренировки, а когда же делать уроки? Зачастую нехватка времени негативно сказывается на успеваемости, из чего сложился и укрепился миф, что успешная учеба в общеобразовательной школе и серьезные занятия спортом несовместимы. Однако, при правильном подходе родителей юного спортсмена к этому вопросу, ребенок может показывать превосходные результаты в обеих школах.

Решение задачи совмещения школ состоит, прежде всего, в соблюдении режима. Главное, вовремя школьника к этому режиму приучить, т.е., не ждать, когда проблема неуспеваемости возникнет, а уже при поступлении в спортшколу объяснить ему, что соблюдение режима для спортсмена особенно важно для достижения высоких результатов. Следует привести в пример известных спортивных звезд, которые в обязательном порядке придерживаются режима, так как это необходимо для успеха.

Самый сложный этап – правильный расчет и разграничение времени для тренировок, выполнения уроков и отдыха. Первое время необходимо поддержать юного спортсмена и строго контролировать выполнение установленного графика занятий до тех пор, пока у него не войдет в привычку заниматься нужным делом в нужное время, и он будет соблюдать установленный распорядок дня самостоятельно. Не лишним будет пообщаться с преподавателем общеобразовательной школы, выяснить его мнение об успеваемости, договориться об индивидуальных занятиях (если возникнет необходимость). Следует проследить, чтобы сон ребенка был не короче 8 часов в сутки, для чего отправляться ко сну ему необходимо не позже 22 часов.

Снаряжая юного спортсмена для поездки на соревнования, не помешает напомнить ему взять с собой учебники, чтобы в свободное время он мог повторить пройденный материал.

Ни в коем случае нельзя наказывать за плохую учебу запретом посещать тренировки. При успехах в учебе, напротив, не нужно скупиться на похвалу. Следует время от времени подчеркивать, что именно распорядок дня отличает спортсмена от сверстников, которые спортом не занимаются. Главная цель состоит в выравнивании значений учебы в обеих школах в сознании ребенка. Школьник, научившийся правильно распоряжаться своим временем, в будущем сможет легко совмещать профессиональные тренировки с учебой в ВУЗе. Реальных примеров тому великое множество.


Как родители могут помочь ребенку обучаться борьбе дзюдо?  


Борьбе дзюдо необходимо обучать, как и любым другим знаниям, которые бы вам хотелось, чтобы ваш ребенок освоил. И, чему бы ребенок ни учился, будь то футбол, теннис, чтение или завязывание шнурков, вначале ему, как правило, помогают именно родители. В этом смысле дзюдо не отличается от других занятий, хотя кто-то может думать или даже утверждать иное. Как родитель, вы можете помочь ребенку в изучении дзюдо, даже если сами единоборствами никогда не занимались (или занимались очень мало). Идеально, если у вас есть некоторый опыт, но даже если нет, это не помешает вам сделать так, чтобы ребенку было легче освоиться на татами.

Итак… Чем именно вы можете помочь?

Самое главное  

Первое и главное – помогайте поддержкой и поощрением. Заниматься дзюдо не всегда легко, и слова поддержки от мамы или папы могут быть ценнее тысячи уроков.

Изучаем терминологию  

Вы можете помочь ребенку в изучении необходимой терминологии. О значении основных терминов можно узнать из специальной литературы или из интернет-источников. Также освоить японские термины и названия приемов вы можете, наблюдая за тренировкой вашего ребенка. Тогда после занятия у вас будет возможность посоревноваться: кто из вас двоих больше запомнил.

Осваиваем технические приемы  

Вы можете помочь ребенку в освоении технических приемов. Дзюдо, как и другие виды спорта, строится на базовых понятиях. Даже самые сложные приемы дзюдо основаны на нескольких фундаментальных принципах. Вы можете изучить эти принципы и помочь ребенку следовать им.

К примеру, три этапа выполнения броска достаточно просты для понимания, и родители даже с очень небольшим опытом могут увидеть, правильно ли они делаются. Эти этапы таковы (и должны выполняться в следующем порядке):

1.    Выведение из равновесия – необходимо сместить основной центр тяжести атакуемого (в сторону выполняемого броска), чтобы лишить его устойчивости.
2.    Вход в бросок – необходимо принять позицию так, чтобы тело бросающего действовало как рычаг, заставляющий атакуемого упасть.
3.    Сбрасывание – непосредственно сам бросок атакуемого на татами.

Этапы нужно выполнять именно в такой последовательности, иначе бросок не получится. Как правило, дети забывают вывести партнера из равновесия, входя в бросок. Иногда, выполняя вход в бросок, они сами теряют равновесие, а иногда забывают, какую именно позицию необходимо принять. Даже без черного пояса большинство родителей способны заметить эти ошибки. В этом случае вам будет, что обсудить после тренировки с вашим юным дзюдоистом – дайте ему советы и рекомендации для следующего занятия.

Предлагаем себя в качестве партнера  

Играйте со своим ребенком, используя простейшие виды противоборств, или тренируйтесь с ним. Дети учатся играть в футбол, волейбол, бросая мяч в саду с отцом или матерью. Когда они учатся читать, сначала мать или отец читают им вслух, потом помогают читать. С дзюдо точно так же – если вы будете заниматься с ребенком дома, он будет обучаться всему быстрее и получать от этого больше удовольствия. Вы можете отрабатывать с ним захваты на полу в гостиной, или он даже может тренироваться бросать вас на траву (если вы обладаете достаточной физической подготовкой).

Кроме того… 

Мы рекомендуем родителям самим пройти хотя бы начальный курс дзюдо. Не нужно достигать высоких уровней мастерства, но даже небольшой опыт поможет вам понять, что в дзюдо действительно важно и необходимо.

Поговорите с тренером о том, чтобы вступить в группу начинающих «для родителей». Или же создать такую группу. В данный момент их очень мало, поэтому, возможно, вариант с созданием подойдет больше.

«Заразитесь» увлечением дзюдо от вашего ребенка и помогайте ему поддерживать это увлечение, занимаясь вместе с ним.

Это лишь несколько примеров того, как можно помочь своему ребенку, и для этого вам не нужно обладать черным поясом (или даже желтым). Надеемся, что эти совету помогут вам стать для вашего ребенка незаменимым помощником в деле освоения борьбы дзюдо. Поверьте, ваш юный спортсмен обязательно оценит это по достоинству.



Так как же дзюдо учит терпению?


Большинство видов и школ дзюдо имеют ранговую систему поясов, где черный пояс означает самый высокий ранг. Это логичный ход обучения, используемый в большинстве школ и наилучший способ привить терпение. С самого начала ученики знают, что должны заслужить каждый из цветных поясов, прежде чем достигнут черного.

Суть этой последовательной системы – в том, что каждый дзюдоист должен идти к цели долго и упорно. Продвижение от уровня к уровню не позволяет сразу получать то, что хочется, а заставляет учиться терпению, усердию, проявлять настойчивость и целеустремленность. Кроме того, ранговая система поясов обеспечивает гармоничное развитие ученика в физическом и моральном смысле.

От старшего ученика и от начинающего тренер ожидает совершенно разного. Суть в том, что старший ученик демонстрирует сдержанность, усердие и терпение, потому что изучает дзюдо уже не один год. Когда старший ученик получает черный пояс, этот пояс воплощает собой терпение и упорную работу. Многие занимающиеся не хотят быть обладателями всего лишь белого пояса или даже одного из цветных поясов – желая сразу же заполучить черный пояс.

Получение черного пояса – очень эмоциональный момент и для дзюдоиста, и для его родителей, потому что старания к этому приложил не только ребенок, но и его близкие. Пояс являет собой противоположность лени и мгновенному удовлетворению прихоти. Он символизирует усердие, самоотдачу и целеустремленность. Путь к черному поясу позволяет прививать те ценности, которые нужны детям в современном обществе, чтобы не быть посредственностью, а стремиться к вершинам в учебе, карьере и жизни




 

Советы врача


- Первый и основной совет родителям, когда ребенок выбрал секцию дзюдо, четко определился в занятиях именно этим видом спорта, четко нацелился на занятия именно борьбой, и других секций у него нет, – нужно знать состояние здоровья своего ребенка. Прежде чем записываться в спортивную секцию, нужно взять справку о состоянии здоровья или из школы (медкабинета), или от участкового педиатра. После этого ребенок обязательно должен пройти медкомиссию, диспансеризацию, в основном, в физкультурном диспансере. Он проходит обследование у всех специалистов: ЛОРа, невропатолога, окулиста, стоматолога, сдает анализ крови, мочи в полном объеме, электрокардиограмму. В заключение врачом спортивной медицины проводится функциональная проба с дозированной физической нагрузкой. По результатам прохождения диспансеризации судим о состоянии здоровья данного пациента.
Следующее, на что должны обратить внимание родители, когда ребенок начал заниматься, в первую очередь, на его личную гигиену. После тренировки он обязательно должен принимать горячие ножные ванны, чтобы снять утомление в конечностях и для профилактики кожных и грибковых заболеваний. Дома обязательно ежедневно (по приходу домой или, если есть возможность после занятий, в зале) – горячий душ. При этом необходимо постепенно понижать температуру до уровня комнатной. Полотенцем нужно пользоваться не жестким, а легким, «тряпочным». Оно должно быть индивидуальное, а не так, чтобы один ребенок брал его у другого и т.д. – это абсолютно недопустимо.
Бывает, что ребенок начинает часто болеть после того, как приступает к занятиям: все-таки немного другая среда, другой режим. Когда он в школе учится, там у него в основном умственная нагрузка, а тут появляется физическая. И если ребенок неподготовленный, особенно когда приходит в зал с улицы, вспотев, или, наоборот, из душного зала выходит на улицу, то он может быть подвержен простудным заболеваниям, особенно на начальных стадиях тренировок, когда он еще не адаптировался к новым условиям. Это могут быть ОРЗ, респираторно-вирусная инфекция чаще всего. Родителям надо обратить и на это внимание. Если ребенок находится в болезненном состоянии, на тренировку его не следует отпускать. И разрешать тренировки только тогда, когда будет полное выздоровление. Потом в нагрузку ребенку нужно впрягаться постепенно.
Кроме этого, встречаются носовые кровотечения. Они являются результатом слабых, близко расположенных в области носа сосудов. Они могут быть последствием искривления носовой перегородки. Если кровотечения частые, следует обратиться к ЛОР-врачу. Основной фактор кровотечений – искривления, затруднение носового дыхания. В таких случаях необходимо делать вертикальную операцию. Если же носовые кровотечения не являются фактором затруднения носового дыхания и не часто рецидивирующие, то все равно надо обратиться к ЛОР-врачу. Он посоветует, какие следует принимать препараты, оказывающие противовоспалительное и кровоостанавливающее действие.
Следующий момент. Если ребенок начинает заниматься и у него появляются какие-то успехи, значит, у него, конечно, и нагрузка возрастает. Соответственно, чтобы достичь определенного результата, то или иное выполнение технических приемов нужно повторять часто. А может случиться и так, что какой-то прием не получается, или он выполняет его, но не совсем успешно. Ребенок может по-разному проявлять свои эмоции. В таких случаях родителям надо просто быть готовыми к этому, самим посетить занятия или как-то в этом плане ребенка поддержать. Бывает, дети заканчивают занятия после того, как у них что-то не получается, некоторые просто-напросто уже не верят в свои силы. В таких случаях надо поддержать ребенка, психологически на него воздействовать. Ребенок – это, прежде всего, личность.
Бывает и так, что ребенок начинает заниматься, и у него все, кажется, нормально, он тренируется, хорошо переносит нагрузки, у него нет жалоб, а приходит к нам на обследование: появляются изменения на электрокардиограмме, есть признаки хронического физического перенапряжения, изменения в проводящей системе сердца, хотя при этом нет никаких клинических жалоб. В таких случаях надо смотреть: может быть, снижать тренировки. Если он ходит на начальную подготовку, то обычно где-то 3 раза в неделю занимается. При переходе из группы начальной подготовки в учебно-тренировочную – 4-5 раз в неделю. Если уже учебно-тренировочная, 2-3 год обучения, то занимается 6 раз в неделю. Где-то надо нагрузку снизить, может быть, на 2 тренировки сделать поменьше. Родители обязательно должны проинформировать тренера. Если есть изменения, назначается лечение по данному перенапряжению сердца: препараты калия или специальная диета (изюм, компоты, курага, печеный картофель, фрукты, овощи). Пища должна быть негрубая, с небольшим количеством сахара и соли. И надо стараться, чтобы ребенок не ходил на тренировку голодным. Где-то за 2 часа до нее он обязательно должен принимать горячую пищу.

Бывает, дети приходят на тренировку, не успев поесть после школы, у них в таком случае могут быть разные побочные действия, вплоть до обморочных состояний. Тем более в зале часто бывает душно, его не успевают проветрить до занятия.
Возможна и психологическая травма: ребенок занимался, потом пришел на обследование, и у него выявили какое-то заболевание – ему нельзя заниматься. Необходим индивидуальный подход. Конечно, нужно ребенку объяснить, с тренером поговорить, что ребенок может заниматься, но для себя, не участвуя в соревнованиях. Но если он начинающий спортсмен, и у него уже есть изменения, то здесь сложнее. Многое зависит от родителей. Когда видишь, что родители приходят на соревнования, обращают внимание на ребенка, это очень приятно. Чувствуется, что они заинтересованы, и у ребенка всегда есть поддержка.
Еще могут быть травмы. При занятиях спортом это неизбежно. На это тоже надо обращать внимание. Если ребенок жалуется, скажем, на боль в ноге, не надо это запускать. Может локтевой сустав повреждаться часто, коленный, плечевой, позвоночник. В таких случаях, если ребенок жалуется, появляются гематома, отек, обязательно нужно оказывать первую помощь или идти к травматологу, консультироваться в отношении дальнейшего лечения. Потому что любая острая травма, пусть она даже легкой степени, может в дальнейшем прогрессировать, если не проводится соответствующее лечение. Или повторные травмы могут быть, или на месте этого могут появиться более глубокие воспаления – например, костной системы. Допустим, частые ушибы коленного сустава приводят к менисцитам, то есть воспалению мениска, вплоть до операции – удаления внутренней части мениска.  При травме локтевого сустава происходит воспаление околосуставных сумок и т.д., что тоже может привести к операции. При травмах позвоночника тоже необходимо делать рентгенологический контроль, так как могут быть смещения позвонков, межпозвонковая грыжа. Могут быть ушибы позвоночника, особенно шейного, грудного и пояснично-крестцового отделов. То есть все отделы позвоночника очень подвержены травмам. Обычный ушиб каких-либо отделов в дальнейшем может привести к повреждению межпозвонковых дисков. Поэтому надо обратить на это внимание, контролировать любую травму.
После травмы надо смотреть период восстановления, сращения после переломов. Бывает длительное восстановление или неполное сращение. Конечно, тогда занятия спортом противопоказаны. Если была травма позвоночника с повреждением межпозвонковых дисков, тогда очень сложно в отношении допуска к соревнованиям. Частая спортивная травма – вывих плеча. В дзюдо в основном бросковая работа, идет большая нагрузка на плечевые суставы. Часто плечо просто-напросто «вылетает». Тогда тоже ставится очень серьезный вопрос в отношении допуска. Особенно, если еще повреждены связки, аппарат плечевого сустава, сумка плечевого сустава, капсульно-связочный аппарат, то это является противопоказанием.
При любых травмах, переломах или вывихах суставов, особенно крупных: коленных, плечевых, голеностопных – надо смотреть, как будет дальше. Если сложная травма (бывают и переломы со смещением, открытые, с повреждением кровеносных сосудов), то может ставиться вопрос и о прекращении занятий спортом. Такие случаи бывают, и не только с начинающими спортсменами, но и очень высокой квалификации. Никто от этого не застрахован.
Если случаются травмы, надо тренерам и родителям быть бдительными. Даже при банальном ушибе с отеком, гематомой надо сразу оказать помощь. В первую очередь, это холод. То есть на тренировке обязательно должна быть «заморозка» – хлорэтиловый спрей или «снежок» – гранулы в мешочках, чтобы в дальнейшем не было кровоизлияний в сустав, мышцы или ткани. И вазелин неплохо иметь, потому что от воздействия холода на кожу могут быть ожоги. Есть специальная противовоспалительная мазь, можно использовать детские кремы. На спрей может возникнуть аллергическая реакция, воспаление, покраснение кожи, отек и т.д., особенно если кожа чувствительная.
Обязательно должна быть на тренировке и перекись водорода, потому что она используется при любом, особенно носовом кровотечении, поверхностных ранах, ссадинах. Могут быть незначительные кровотечения, вплоть до капиллярных, а можно и повредить артерии крупных сосудов, не дай бог. Значит, надо иметь и жгут, чтобы накладывать для сдавливания крупных сосудов при кровотечении. Естественно, должны быть бинты. Нашатырный спирт обязательно нужен, для регуляции дыхания, потому что в зале могут быть высокая температура, влажность, сырость.
В целом, спорт хорош в отношении физиологии тем, что происходит развитие костной и суставной систем, укрепление костей, сухожилий и связок и нормальное функционирование сердца и кровеносных сосудов при нормальном, рациональном занятии данным видом спорта. Также формируются основные качества спортсмена, которые характерны именно для данного вида спорта, – это гибкость в позвоночнике и суставах, ловкость, выносливость (способность выполнять ту или иную физическую нагрузку), сила (ребенок может дать отпор) и быстрота реакции.



 

Читайте также