Секция Дзюдо "Олимпийские надежды" ГБОУ школы-интернат №357
тренер : Кирьянова Татьяна Евгеньевна
тренер : Петров Александр Сергеевич
+7911272 93 09
Санкт-Петербург
197374 Россия Санкт-Петербург г Санкт-Петербург ул. Савушкина, 134/4.

Дзюдо в Японии

 


Дзюдо (柔道 - "гибкий или мягкий путь") – один из популярнейших видов спорта в мире. В Японии дзюдо – вторая система физического воспитания, она входит в обязательную школьную программу.


Своим происхождением дзюдо обязано многовековой традиции боевого единоборства, сформировавшегося в различных школах джиу-джитсу средневековой Японии. Существуют несколько версий появления джиу-джитсу. Одни историки утверждают, что приемы джиу-джитсу привезли в Японию китайские монахи, другие отстаивают «японское» происхождение этого вида единоборства.

Общеизвестна история о японском враче по имени Акаяма. Он любил прогуливаться в саду и любоваться ветвями вишни, которая в ожидании весны спокойно спала, нахлобучив на себя снеговую шапку.

Как-то Акаяма заметил, что толстая ветка вишни не выдержала тяжести и надломилась, гибкая же веточка гнулась, гнулась к земле, но не ломалась. Снег соскользнул с нее и она, целехонькая, выпрямилась вновь. Увидев это, Акаяма задумался, а потом воскликнул: «Для начала поддаться, чтобы потом победить!»

На основании этого принципа, тщательно изучив древние японские техники рукопашного боя, Акаяма и вывел основные принципы и приемы джиу-джитсу, ставшей впоследствии базой для появления дзюдо.

Своим рождением дзюдо обязано японскому ученому и философу Дзигоро Кано, с раннего возраста увлеченного изучение японских единоборств.

Будучи очень образованным человеком, Кано стремился не просто создать очередную «школу борьбы», а разработать стройное учение физического воспитания, что ему прекрасно удалось. Дзигоро Кано смог переосмыслить богатое наследие различных видов единоборств (в том числе джиу-джитсу) и разработал новое философско-спортивное учение.

В его основе лежит стремление воспитать в человеке специфическое умение преодолевать трудности не путем прямого противоборства, а за счет глубокого проникновения в их сущность, приспособления, превращения собственной слабости в преимущества. Кано вывел основной принцип дзюдо: «Когда человек, более сильный, чем я, нападает на меня, я непременно буду побежден, если противопоставлять его силе свою. Однако, вместо того, чтобы ответить нападением на нападение, я отступлю назад больше, чем следует, или отпряну в сторону, мой противник обязательно потеряет равновесие. Мне останется лишь увеличить свою скромную силу за счет его нападения, и, применяя напоследок несколько технических приемов, я стану победителем».

В 1882 году Д. Кано открывает собственную школу дзюдо – «Кодокан». «Кодо» означает «преподавать правду», а «кан» - «встреча». Он исключил из арсенала джиу-джитсу многие опасные приемы, удушающие, болевые, на кисть и другие суставы (кроме болевых на локтевой сустав и ноги, которые хорошо контролируются), взяв из джиу-джитсу наиболее эффективные броски и разработав специальную систему подводки и обучения им. Именно 1882 год считается годом рождения дзюдо.

    Дзюдо сегодня


  Сегодня в институте Кодокан одновременно занимается 2500 дзюдоистов. Со всего мира сюда приезжают мастера дзюдо, чтобы пройти практические занятия и семинары у японских мастеров. Делом чести каждого дзюдоиста является посещение музея Дзигоро Кано, который открыт в Кодокане.

Кано не уставал повторять своим ученикам и последователям: «Дзюдо – это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела». «Дзюдо» в переводе с японского – «победа ловкости над грубой силой», или, более условно, «гибкий путь к победе» («дзю» - гибкий, «до» - путь).

На сегодняшний день дзюдо является одним из самых зрелищных и популярных видов спорта, во всем мире им занимается свыше 6 миллионов человек. А с 1964 года дзюдо стало олимпийским видом спорта. К сожалению, превращение дзюдо исключительно в спортивную дисциплину и, особенно, его олимпийский статус сильно повлияли на само единоборство. Спортивная сторона дзюдо выступает в качестве ведущей и, зачастую, единственной.

Теоретические разработки, философские размышления Дзигоро Кано не востребованы. Уже в преклонном возрасте, после посещения одного из соревнований, очень разочарованный Кано собрал его участников и отругал их: «Вы сражаетесь, как молодые быки, сталкивающиеся рогами; ни в одном их приемов, которые я сегодня видел, не было ни отточенности, ни изящества. Я никогда не учил никого такому дзюдо. Если все вы будете думать только о победе с помощью грубой силы, наступит конец Кодокан дзюдо»

Что же мы имеем сегодня? Технику дзюдо? Да, несомненно. Но дух дзюдо в понимании Дзигоро Кано в подавляющей массе клубов, секций и школ сегодня отсутствует. Именно поэтому, понимая всю важность многогранного воспитания личности, мы стараемся в своей школе прививать в первую очередь, правильные, на наш взгляд, жизненные ценности и идеалы, развивать детей духовно.

Ведь успешным дзюдоистом сможет стать далеко не каждый, но быть уверенным в себе, гибким и настойчивым в достижении любой цели, сдержанным и воспитанным человеком в наши дни – сама по себе большая ценность.




Дзигоро Кано


Дзигаро Кано родился 28 октября 1860 года в Микагэ. Возвышающийся над безмятежным Осакским заливом и окаймленный величественной горной грядой Рокко, Микагэ (ныне часть города Кобэ) был в те времена одним из самых привлекательных районов Западной Японии. Этой области дарованы умеренный климат и чистая вода — два источника, обеспечивающих хорошие условия для приготовления сакэ, до сих пор входящего в ряд основных производств этого района. По линии отца Марэсибы корни Кано уходили к самым началам истории Японии, и среди его предков было множество прославленных монахов-синтоистов, мастеров буддизма и последователей Конфуция. Его мать Садако относилась к одному из самых известных кланов изготовителей сакэ (они варили знаменитый сорт Кику-Масамунэ). Кано, вместе с двумя старшими братьями и двумя старшими сестрами, вырос в доме, который считался одним из самых больших и богатых в округе.
Хотя обстоятельства юности Кано вполне завидны, его воспитывали в строгости и суровой дисциплине. Кано сохранил нежные воспоминания о доброй и внимательной матери, но он говорит о ней как о человеке, нетерпимом к любым проявлениям недостойного поведения. Марэсиба лично занимался образованием своего младшего сына, сам обучал его основам знаний и организовал для него дополнительные уроки по китайской классической литературе и каллиграфии.
После смерти Садако в 1869 году, Марэсиба, ставший к тому времени предпринимателем и правительственным чиновником и активно поощрявший модернизацию Японии периода Мэйдзи, перебрался с семьей в новую столицу, Токио. Наиболее ярким из первых впечатлений юного Кано от столицы было зрелище ронинов, с важным видом расхаживающих по улице и гордо выставляющих напоказ два своих меча (запрещение ношения мечей было издано через несколько месяцев после переселения семьи Кано в Токио).
Кано приняли в Сэтацу Сёдзю-ку, частное учебное заведение, которое возглавлял ученый Кэйдо Убуката. Уникальность этой школы заключалась в том, что в ней учились не только отпрыски аристократов и самураев (прежде образование было исключительной привилегией высших классов). Среди учеников школы были также дети торговцев, ремесленников и представителей других классов; некоторые из них обучались борьбе сумо, мастерству актеров театра Кабуки и искусству гейш.
Убуката был высокочтимым каллиграфом и известным ученым, и, помимо усиленной подготовки своих учеников в классической литературе Японии и Китая, он заставлял их заполнять кистью до трех блокнотов ежедневно. Вечером после занятий Убуката часто проводил с учениками личные беседы, во время одной из которых сказал Кано, что, несмотря на бесценность классического образования, современным японским студентам необходимо тесно знакомиться и с западной культурой. Кано воспринял совет Убукаты всем своим сердцем и, после первого знакомства с английским языком в академии Сюбэй Мицукури, поступил в 1873 году в Икуэй Гид-зюку, где все курсы читались на английском или немецком языках иностранными преподавателями, а учебник математики, например, был на голландском. В общежитии этой школы способный, высокородный Кано стал беззащитным объектом жестоких насмешек со стороны ревнивых старшеклассников. Кано, разумеется, был чрезвычайно удручен столь печальным положением и именно в этот беспокойный период впервые услышал о дзю-дзюцу, боевом искусстве, в котором небольшая физическая сила позволяла противостоять сильным атакам. Кано не удалось заняться дзю-дзюцу именно в то время, но он все же пытался укрепить свое тело, обратившись к различным видам спорта, включая появившийся в Японии совсем недавно бейсбол.
В 1874 году Кано поступил в Токийскую школу иностранных языков, где продолжил изучение английского языка. Его прежние учителя английского были голландцами и немцами, и он совершенно растерялся, столкнувшись с настоящим британским и американским произношением. Примечательна та неутомимость, с какой Кано изучал английский язык в достаточно трудных условиях. В то время редкими были обычные словари; студенты академии часто довольствовались одним экземпляром учебника на всех, а перед экзаменами «смена» Кано в очереди на учебник нередко приходилась на время с часа ночи до пяти утра. Несмотря на эти трудности, Кано в совершенстве овладел языком и большую часть своей жизни вел дневник на английском (позже Кано записывал технические детали своего учения будо также на английском — вероятно, для того чтобы держать их в секрете. Его письменный английский язык совершенно великолепен и считается в Японии одним из лучших образцов).
Окончив Школу языков, Кано поступил в Академию Кайсэй, еще одну школу, поддерживаемую правительством. В 1877 году она стала Токийским университетом, и Кано удостоился чести стать одним из самых первых выпускников этого лучшего национального учебного заведения Японии. Кано выбрал своими основными направлениями политические науки, философию и литературу (как оказалось, любимейшим его предметом стала астрономия). В то время Кано вновь столкнулся с задирами и буянами, как вне, так и на территории студенческого городка, и исполнился еще большей решимости приступить к изучению дзю-дзюцу. Однако в тот исторический период было совсем нелегко найти себе подходящего учителя.
В период Токутавы (1600— 1868) в любом районе Японии к учителям боевых искусств относились как к само собой разумеющемуся явлению, а каждый самурай, будь то мужчина или женщина, проходил интенсивную подготовку в бу-дзюцу. Однако с момента краха в 1868 году феодальной системы поддержка академий боевых искусств со стороны государства иссякла, и большинство из них закрылось. Более того, с переходом страны к западному образу жизни большая часть японцев потеряла интерес к классическим боевым искусствам. «Времена изменились, и подобные вещи стали теперь бесполезными», — откровенно предупреждали Кано не только его отец, но и многие бывшие мастера боевых искусств. Но Кано упорствовал и наконец в 1877 году нашел хорошего учителя, Хатиносукэ Фукуду (1829—1880) из Тэнсин Синъё-рю. В этом Рю, основанном Матаэмоном Исо (скончался в 1862), занимались относительно новым стилем дзю-дзюцу, и основное внимание в нем уделялось атэми (поражению анатомически слабых точек) и технике захвата. Говорят, что Матаэмон освоил многие свои приемы в уличных схватках с бродягами, терроризировавшими местное население (к концу периода Сёгуната закон и порядок пришли к полному упадку); предположительно, он владел 124 видами различных ударов кулаком.
Пятидесятилетний Фукуда, зарабатывавший себе на жизнь хиропрактикой, занимался в небольшом додзё с несколькими постоянными учениками. Кано от всей души предался занятиям и, даже если рядом никого не было, занимался в одиночестве и выполнял различные движения с тяжелым железным шестом, которые ему преподал Фукуда (судя по всему, Кано одновременно изучал бо-дзюцу, сражение на палках, в додзё при Ягю Сингэн-рю). Перед занятиями Кано непременно покрывал тело сильнодействующим, но отвратительно пахнущим бальзамом собственного приготовления и потому быстро получил среди своих одноклассников прозвище «Кано Благоухаюций». Каждый вечер, вернувшись домой, он показывал старшим брату и сестре то, чему научился в додзё Фукуды в течение дня. Во время занятий дотошный Кано докучал Фукуде просьбами о подробнейшем объяснении каждого приема — точного расположения рук и ног, правильного «угла вхождения», распределения веса и так далее — но учитель обычно произносил только: «Подойди», — и вновь отправлял Кано на землю, пока пытливый ученик не обретал практического понимания приема благодаря опыту «из первых рук». Главным партнером по упражнениям для Кано был могучий тяжеловес по имени Фукусима. Он постоянно побеждал Кано в рандо-ри (соревнования в вольном стиле), и Кано обратился за советом к своему другу, борцу сумо, надеясь, что приемы этой борьбы дополнят его опыт. Однако сумо не смогло помочь ему, и Кано отправился в Токийскую библиотеку, желая посмотреть, что предлагается в книгах по западной борьбе. Там он обнаружил технику, которую успешно применил против Фукусимы и впоследствии назвал ката-гурума («мельница»).



 

Читайте также