Секция Дзюдо "Олимпийские надежды" ГБОУ школы-интернат №357
тренер : Кирьянова Татьяна Евгеньевна
тренер : Петров Александр Сергеевич
+7911272 93 09
Санкт-Петербург
197374 Россия Санкт-Петербург г Санкт-Петербург ул. Савушкина, 134/4.

"Путь наверх "

В.П.Наталенко. Доктор медицинских наук, Заслуженный тренер РФ, Мастер спорта международного класса по дзюдо. «Путь наверх»

                                                                                                                   «Следуй простому пути: не становись самодовольным 

                                                                                                                       при победе и не ломайся при поражении; сохраняй

                                                                                                         внимание, когда все спокойно и не пугайся при опасности»

Дзигаро Кано.

  Успех на татами зависит от очень многих факторов. Но, когда мы приближаемся к пределу человеческих возможностей в спорте, из слагаемых успеха на первый план выходят понятия энергии и мотивации.
  В споре двух равных по своему потенциалу и подготовке спортсменов побеждает тот, у которого больше энергии в момент выхода на встречу, тот, у кого была выше мотивация. Эти два понятия взаимосвязаны. Мотивация – это энергия, направленная на реализацию определенной потребности человека, на достижение актуальной для человека ценности. И все дело в том, из какой глубины человеческой психики возникает потребность, какую ценность человек реализует.
  Мотивации связаны с различными пространствами восприятия человеком себя и жизни, и чем выше ступень восприятия, тем больше её энергетический заряд, направленный на достижение цели.
  Самой высокой ступенью восприятия является пространство миссии (для чего я живу), осознание необходимости самореализации. На этом уровне мотивация направлена не на какую-то конкретную цель (например, победа в соревнованиях), а на соответствие человека своему жизненному предназначению и его реализацию. Осознание предназначения через соответствующую миссии систему ценностей определяет и формирует события, которые происходят с человеком на этом пути. События находят адекватное отражение в мышлении, эмоциях и ощущениях, сопровождаются соответственными физиологическими и биохимическими процессами в организме и целесообразными реакциями тела.
  Если жизнь разворачивается с этого уровня мотивации, то без труда реализуются актуальные потребности целостного организма. Вся энергия сконцентрирована в одном направлении.
  Но, к великому сожалению, опыт переживания своей целостности, единство себя и мира, неделимости восприятия все мы утрачиваем, если не в момент рождения, то в самом раннем детстве. Это расплата за процесс воспитания и социализации. По мере взросления к нашим собственным предназначению и ценностям навязываются ценности социальные, порождая внутренний конфликт и противоречия. В результате в системе ценностей нарушается исходный порядок (иерархия), служивший для реализации предназначения.

  Наш единый организм распадается на множество обособленных частей (субличностей), зачастую противоречащих друг другу или конфликтующих, имеющих свои собственные потребности и ценности, шаблоны навязанного социумом мышления и способы эмоционального реагирования. Энергия мотивации субличностей начинает обслуживать их потребности, а действия в соответствии с представлениями обособившейся части «Я» приводят к событиям и поступкам, не связанным с реализацией актуальной потребности человеческого существа. Появляются эмоции, характерные для ценности субличности, другие наоборот подавляются. Раздробленность единства организма опускается и в нижние пространства восприятия, приводя к деформациям в системе ощущений, появлению блокировок и зажимов в теле и нарушениям в физиологических процессах.
  Поскольку между субличностями нет согласования, то они подобно лебедю, раку и щуке тянут человека одновременно в разные стороны. В результате противодействия мотивации энергия в значительной степени расходуется на психические и физические напряжения, укрепление границ субличностей, а не направлена на результирующее действие. Цель если и достигается, то с большим трудом по сравнению с идеальным случаем, когда раздробленности не было бы. Различие этих двух вариантов функционирования показаны на рисунках 1 и 2. Стрелками обозначены векторы энергии действия.

  Когда человеку удается каким-то образом восстановить целостность своей жизни, восстанавливается иерархия ценностей, направленная на реализацию предназначения. В этом случае есть неделимый организм, функционирующий руководствуясь приоритетной ценностью – предназначением. В этом случае совершаются непротиворечивые поступки, мир правильно отражается гибким, нестереотипным мышлением, чувства и ощущения согласованы с происходящим, тело адекватно реагирует. В таком состоянии, в данный момент я хочу чего-то одного, и нет ни чего, что мне мешает это сделать. В этой ситуации совпадают: Я ХОЧУ, МОГУ И МНЕ НУЖНО. Такое происходит, когда вы попадаете в ситуацию, в которой вы нужны миру и себе, как части мира, и нет ни каких внутренних противоречий (а значит и внешних противоречий не будет). В данной точке пространства и времени вы на своем месте и совершаете своё действие, и ваша мотивация уже не направлена на какую-либо цель, а на ваше соответствие предназначению.
 Единственный путь для восстановления утраченной целостности самого себя – это творчество, еще точнее жизнетворчество. Занятие позиции жизнетворчества уже само соответствует предназначению.
  Чтобы сделать первые шаги на пути жизнетворчества, нужна мотивация, энергия. Ведь на пути обретения мотивации стоит целый ряд барьеров. Их можно объединить в модель, которая называется лестница мотивации (рис. 3).

 

 Чтобы добраться до верхней ступени лестницы, где «хочу и делаю» становится единым, где нет сомнений в возможности достижения цели, нужно проделать нелегкий путь самопознания.
  Если я не достигаю своих актуальных целей, нужно, во-первых, признать, что все не так уж и хорошо, а во-вторых, что так не должно быть, что я достоин лучшего. Если я не вижу альтернативы, придется изрядно попотеть «протирая очки», чему-то научиться, что-то узнать. Следующий шаг наверх – это принятие ответственности за свою жизнь. Необходимо осознать, что на самом деле никто и ничто, кроме самого, не влияет на то, как Я живу. И это очень нелегко. Далее я учусь доступу к внутренним энергетическим ресурсам, предпринимаю целенаправленные действия по накоплению сил, качеств и возможностей. Это уже нормальная рабочая ситуация. И если я оказался на ступени «хочу, но не знаю как» необходима помощь советника (тренера, старшего товарища). На этой ступени человек готов сделать последний шаг и ему необходима конкретная методика, технология, практика. Делая последовательно шаги вверх, мы добираемся до уровня «хочу и делаю».

 Итак, в добрый путь. Ведь дорога к цели начинается с первого шага. И это очень важно. Наши действия не должны руководствоваться узкокорыстными, эгоистическими стремлениями, а приносить пользу другим людям и миру в целом. 

 

 

Смотрите   также

Статьи о дзюдо

Читайте также